• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Разработка механизмов отбора экспертов и экспертных организаций для привлечения к мероприятиям по контролю и оценке качества профессионального образования и надзору за соблюдением законодательства

Руководитель: Рожков Артемий Игоревич

Подразделение: Центр прикладных правовых разработок

Реализация проекта направлена на развитие системы привлечения кадров для проведения надзорно-контрольной деятельности на федеральном уровне.

Задачи проекта:

  • разработка критериев отбора экспертов и экспертных организаций при проведении мероприятий по контролю по предметам и формам проверок;

  • разработка проекта методики оценки качества работы экспертов и экспертных организаций и учета результатов работ экспертов, в том числе при ведении реестра аккредитованных экспертов;

  • разработка модели и проведение мониторинга качества работы экспертов и экспертных организаций при проведении мероприятий по контролю и надзору за деятельностью образовательных учреждений профессионального образования, в том числе, апробация проекта методики оценки качества работы экспертов и экспертных организаций и учета результатов работ экспертов;

  • разработка предложений по совершенствованию законодательства регламентирующего привлечение  и отбор экспертов и экспертных организаций.

Актуальность:

Разработка, апробация и внедрение модели независимой системы оценки результатов профессионального образования (высшего и среднего) и дополнительного образования является важнейшей задачей обеспечения условий для развития системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Практика надзорно-контрольной деятельности на федеральном уровне свидетельствует об отсутствии: критериев отбора экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по надзору и контролю.

В соответствии с  п. 12 Положения «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 г. № 164, к проведению мероприятий по контролю привлекаются эксперты и экспертные организации, аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании распорядительного акта уполномоченного органа и в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами, что ранее отсутствовало.

Аккредитация граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 689.

При отборе экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю не были обеспечены единые подходы к подготовке экспертов и оценке качества работы экспертов. Это, в свою очередь, потребовало разработку единого комплексного обеспечения системы отбора экспертов и экспертных организаций.

Полученные результаты в 2011 г.

  • проведен анализ практики отбора экспертов и экспертных организаций для участия в проведении мероприятий по контролю и оценке качества профессионального образования и надзору за соблюдением законодательства;

  • разработаны критерии отбора и механизмы участия экспертов и экспертных организаций в проведении мероприятий по контролю за соблюдением учреждениями профессионального образования различных уровней и видов условий, предусмотренных лицензией на право ведения образовательной деятельности (лицензионного контроля);

  • разработаны критерии отбора и механизмы участия экспертов и экспертных организаций в проведении мероприятий по контролю качества профессионального образования;

  • разработаны критерии отбора и механизмы участия экспертов и экспертных организаций в проведении мероприятий по надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

  • разработаны проекты методик оценки качества работы экспертов и экспертных организаций по результатам проведенных мероприятий по контролю и надзору за деятельностью образовательных учреждений профессионального образования, в том числе при ведении реестра аккредитованных экспертов (по видам проверок);

  • разработаны методические инструкции для экспертов и экспертных организаций по проведению мероприятий по контролю и надзору за деятельностью образовательных учреждений профессионального образования (по видам проверок);

  • разработаны типовые формы экспертных заключений по результатам участия экспертов и экспертных организаций в проведении процедур контроля (надзора) за деятельностью образовательных учреждений профессионального образования, а также рекомендаций по их заполнению;

  • разработана модель мониторинга качества работы экспертов и экспертных организаций при проведении мероприятий по контролю и надзору за деятельностью образовательных учреждений профессионального образования.

Ожидаемые результаты в 2012 – 2013 гг.:

  • проведение мониторинга привлечения экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю и надзору за деятельностью образовательных учреждений профессионального образования;

  • доработка методических инструкций для экспертов и экспертных организаций по проведению мероприятий по контролю и надзору за деятельностью образовательных учреждений профессионального образования (по видам проверок);

  • разработка предложений по совершенствованию законодательства, регламентирующего привлечение  и отбор экспертов и экспертных организаций;

  • подготовка электронного методического сборника нормативных, инструктивных и методических материалов для экспертов и экспертных организаций, участвующих в проведении мероприятий по контролю и надзору за деятельностью образовательных учреждений профессионального образования;

  • организация и проведение семинаров по обсуждению вопросов и проблем привлечения экспертов и экспертных организаций в проведении мероприятий по контролю и надзору за деятельностью образовательных учреждений профессионального образования.