• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Отсев студентов в российских вузах

Участники

Елена Горбунова, Иван Груздев, Наталья Малошонок, Исак Фрумин, Джошуа Хоули

Основные задачи проекта

1) Определить масштаб отчислений в российских вузах

2) Описать дифференциацию российских вузов в отношении отчислений

3) Выявить основные причины отчислений студентов российских вузов, обозначить характеристики студентов, составляющих «группы риска»

4) Описать спектр отношений к феномену студенческих отчислений со стороны ключевых агентов (студенты, преподаватели, администрация и руководство вузов)

5) Рассмотрение феномена отсева в международном контексте

Актуальность

С определенной точки зрения студенческие отчисления не выгодны никому. Отчисленный студент теряет уже вложенные в свое образование материальные и временные средства. Он может столкнуться с психологическими трудностями, которые часто сопутствуют исключению. Для государства отчисление - это также потеря средств (в случае финансирования обучения), и кроме того издержки, связанные со снижением производительности отчисленного в будущем.
Вузы, позиционирующие себя на международном образовательном рынке, вынуждены рассматривать высокий уровень отчислений как показатель институциональной неэффективности. В этой связи, понимание причин отчислений, основанное на исследовательских данных, представляет значительный интерес для широкого круга лиц, связанных с проблематикой университетского образования и студенчества.

Ожидаемые результаты

В ходе проекта предполагается получить корректную оценку масштаба и основных факторов отчислений студентов в отечественных вузах. Кроме того, в рамках исследования будет разработана модель объяснения причин отчислений, учитывающая специфику процесса отсева, имеющего место в РФ. В перспективе результаты проекта могут лечь в основу разработки эффективной образовательной политики в области построения учебного процесса и оценки образовательных достижений студентов.