Углубленный анализ результатов исследований качества образования в контексте экономических показателей образования
Руководители проекта: Фрумин Исак Давидович, Карной Мартин
Цель и задачи исследования
Направление 1. Сравнительное исследование качества подготовки по математике и физике студентов инженерных специальностей вузов в странах БРИК (Проект Супертест).
Цель исследования:
Разработка Концепции исследования качества подготовки по математике и физике студентов технических специальностей российских вузов в сравнении со студентами аналогичных вузов стран БРИК.
Задачи исследования:
· провести анализ литературы по проблемам изучения готовности абитуриентов к обучению на технических специальностях вузов
· провести анализ литературы по проблемам качества подготовки специалистов по техническим специальностям в высшем профессиональном образовании
· провести сравнительный анализ вступительных экзаменов на технические специальности вузов в странах БРИК и США
· обобщить опыт других стран в области оценивания готовности к обучению в высшей школе, особенно по техническим специальностям
· обобщить опыт других стран в области оценивания качества подготовки студентов по базовым предметам, особенно по техническим специальностям, и их готовности к продолжению обучения по предметам профессионального цикла.
Направление 2. Связь образовательной среды и образовательных контекстов практик и результатов обучения.
Для темы «Изучение резельентных учеников и учеников, занявших более высокие позиции, чем "предсказывает" их СЭС»
Цель исследования:
Определить факторы, способствующие более высоким академическим достижениям у детей из семей с низким социально-экономическим статусом по данным международных образовательных исследований: TIMSS (4 класс и 8 класс) 1999-2011, PIRLS 2001-2011, PISA 2000-2009.
Задачи исследования:
· Сравнить межстрановой и внутристрановой подходы к определению числа резельентных учеников.
· Выявить долю детей обоих типов в России по результатам международных исследований в области образования.
· Найти наиболее типичные пути достижения результатов среди школ с высоким процентом резельентных детей.
· Изучить динамику связи факторов и успеваемости по всем годам и исследованиям.
· Подобрать сопоставимые между всеми исследованиями индикаторы СЭС, оценить их релевантность и пригодность применения в качестве индикатора СЭС.
Для темы «Образовательные достижения учащихся по разным областям математического образования»
Цель исследования:
Выяснить, какие ученики успешно справляются с тестовыми заданиями по различным областям математики и почему.
Задачи исследования:
· определить типичные характеристики учащихся, успешно выполнивших тестовые задания по отдельным областям математики.
· оценить связь профессиональных характеристик и преподавательских практик учителей, а также образовательных практик учащихся с результатами выполнения тестовых заданий по отдельным областям математики.
Для темы «Изучение связи ЕГЭ и дальнейшей успеваемости в вузе»
Цель исследования:
Проект является продолжением начатого в 2012г., поэтому основная цель остается та же: Изучить роль ЕГЭ в дальнейшей академической (не)успеваемости студентов
Задачи исследования:
Продолжение работы, начатой в 2012:
· Оценка силы статистической связи различных предметов ЕГЭ и успеваемости студентов во время первого и второго годов обучения.
· Какой предсказательной силой обладает каждый сдаваемый абитуриентом предмет ЕГЭ. Какова динамика этой силы за несколько лет приема по ЕГЭ.
· Отличается ли предсказательная сила различных предметов ЕГЭ. И как следствие, следует ли придать тому или иному предмету больший вес при проведении приемной кампании.
Новое на 2013г.
· Как связаны оценки по различным дисциплинам в ВУЗе и предметам ЕГЭ. Какова динамика этой связи.
· Оценка возможности заполнения бюджетных мест в ВУЗах выпускниками школ.
· Оценка того, могут ли они там учиться, то есть поиск баллов ЕГЭ, с которым успешно учатся в том или ином ВУЗе.
· Различается ли сила связи ЕГЭ и предметов в ВУЗах, ведущих образовательную деятельность по ФГОС 2 и 3 поколения?
Для темы «Влияние характеристик образовательной среды на результаты обучения в начальной школе»
Цель исследования:
Выявить характеристики образовательной среды, оказывающие влияние на результаты обучения в начальной школе в контексте трехуровневой схемы присвоения деятельностного культурного содержания, предлагаемой в SAM, оценить степень влияния этих характеристик.
Задачи исследования:
· Разработать инструментарий исследования (анкета для учителей начальной школы)
· Провести анкетирование учителей, учащиеся которых принимали участие в тестировании SAM
· Провести исследование по валидизации разработанной анкеты
· Пользуясь исходными базами данных тестирования SAM, данными анкетирования учителей и собранной дополнительной информацией от администрации школ, разработать метод исследования связи результатов тестирования с характеристиками образовательной среды
· Построение модели связей между характеристиками образовательной среды и результатами обучения. Содержательная ее интерпретация.
Для темы «Эффекты подготовительных курсов и образовательных практик учеников на учебные достижения старшеклассников»
Цель исследования:
Проанализировать эффекты занятий с репетиторами/подготовительных курсов на образовательные достижения учеников
Задачи исследования:
· Оценить силу связи занятий с репетиторами/подготовительных курсов и образовательных результатов.
· Выявить медиаторы эффектов занятий с репетиторами/подготовительных курсов.
Направление 3. Когнитивные навыки и национальные достижения в международных исследованиях качества образования.
Цель исследования:
· описать национальные достижения в международных тестах, проверяющих качество образования, в терминах когнтивных навыков, которые могут быть целенаправленно сформированы в системе формального образования.
· выявить латентную структуру заданий по математике TIMSS и PISA;
Задачи исследования:
· Пользуясь исходными базами данных международных оценочных программ PISA, TIMSS, PIAAC, и разработать приемлемый метод для анализа заданий, с точки зрения их статистических и психометрических характеристик.
· Провести анализ латентной структуры заданий международных тестов и интерпретировать получены решения.
· Спланировать углубленное эмпирическое исследование на небольших выборках школьников, студентов и преподавателей, для верификации выявленной структуры.
· Провести тестирование специально подобранными заданиями и последующее интервью участников тестирования.
· Сопоставить результаты статистического анализа структуры заданий и качественного исследования. Описать результаты. Осуществить логико-психологический анализ заданий международных оценочных программам.
· Выстроить модель компетенций (когнитивных навыков), требуемых в международных тестов, и в современном обществе.
Направление 4. Характеристики учителей и их влияние на образовательные результаты учащихся.
Для темы «Профессиональный портрет учителя математики российской школы»
Цель исследования:
Дать профессиональный портрет учителя математики российской школы (как по формальным характеристикам профессионального уровня учителей, так и на основе данных международных исследований) и провести сравнительный анализ характеристик российского учителя математики и учителя математики из других стран.
Задачи исследования:
· изучить формальные характеристики профессионального уровня российских учителей математики (стаж, образование, категория, заработная плата, вакансии по регионам и т.п.), а также подготовки учителей математики в педвузах (количество студентов, география, средний балл ЕГЭ при поступлении и др.)
· обобщить результаты российских и международных исследований учителей математики в части профессиональных знаний предмета, знания методики преподавания математики, установок учителей
· адаптировать анкету NorBA для проведения анкетирования на территории РФ
· провести исследование по валидизации разработанной анкеты
· провести анетирование учителей 7-9 классов
· построить модели связей между характеристиками учителей математики и социального контекста, в котором происходит обучение математике результатами обучения. Дать содержательную интерпретацию.
· провести сравнительное исследование установок и практик российских учителей математики и их коллег из стран Балтии (по результатам NorBA
Для темы «Влияние характеристик учителей на результаты школьников при решении сложных и простых задач в международных исследованиях»
Цель исследования:
Изучить связь характеристик учителя (учительские практики, установки, социально-демографические характеристики) и достижения школьников при решении более простых и более сложных задач в TIMSS 8 класс.
Задачи исследования:
Выявить, какие задачи являются простыми и сложными для школьников. Соотнести эти задачи с известными классификациями навыков, которые задействуются при их решении.