Институциональная дифференциация в российском высшем образовании
Руководитель проекта: Князев Евгений Анатольевич
Цель исследования - изучение процессов дифференциации организаций в системе российского высшего образования и динамики его институциональной структуры.
Задачи исследования:
· Углубленный анализ зарубежных и отечественных практик описания институционального многообразия внутри систем высшего образования c участием внешних экспертов и консультантов.
· Изучение трендов институционального развития российских вузов и динамики институциональной структуры высшего образования (определение исходной точки, временного среза, обоснование необходимости и возможных вариантов сопоставлений с тенденциями в других системах высшего образования: на постсоветском пространстве, в Европе, в развитых странах).
· Выделение основных стейкхолдеров системы высшего образования и разработка с их участием критериев, по которым будет изучаться деятельность вузов, определение источников информации (с разделением по степени их доступности для исследователей), выбор формата ее представления. Разработка моделей дифференциации с использованием выделенных критериев.
· Разработка методологии описания институционального многообразия системы учреждений высшего образования с использованием совокупности разработанных моделей.
· Описание (разработка) наиболее характерных кейсов, иллюстрирующих тренды институционального развития российских вузов (бывшие и нынешние лидеры, новые типы вузов и т.д.).
· Разработка концепции базы данных по институциональному многообразию системы учреждений высшего образования и динамике его институциональной структуры, разработка стратегии и программы наполнения хранилища данными, технико-экономическое обоснование этих работ и расходов на сопровождение.
Проект предполагает анализ значительного объема информации о деятельности российских вузов по ряду параметров/критериев, разработанных с участием ключевых стейкхолдеров. Отбор критериев для исследования будет производиться с учетом того, какая информация о российских вузах необходима стейкхолдерам, востребована ими.
Центральное место в работе отводится описанию структуры и структурной динамики системы организаций высшего образования, что послужит своеобразным каркасом, на основе которого будут сформированы наиболее характерные для современного российского высшего образования институциональные кейсы.