Генезис, современная ситуация и тенденции неравенства в общем образовании
Руководители проекта: Болотов Виктор Александрович, Косарецкий Сергей Геннадьевич
Цель исследования- выявить ключевые закономерности в генезисе и воспроизводстве неравенства в общем образовании в различных географических, демографических и социокультурных ситуациях, определить связь неравенства в образовании с другими социокультурными факторами, содержанием образовательной политики, выявить тенденции и источники возможного изменения ситуации.
Задачи исследования:
· выделить и обосновать типологию образовательных учреждений, ориентированных на обучение детей с разным социально-демографическим, экономическим и культурным статусом в условиях территорий разной степени депривированности;
· изучить тенденции развития неравенства в получении качественного образования и снижения потенциала школы как канала вертикальной социальной мобильности в постсоветский период;
· проанализировать влияние политики федерального и местного уровней в сфере образования (90-е-начало 2000-х гг.) на усиление неравенства в получении качественного образования и снижение потенциала школы как канала вертикальной социальной мобильности;
· выявить типы образовательной политики (федерального, регионального, муниципального, школьного уровней), организационно-управленческие и образовательные механизмы: а) создающие риски образовательного неравенства и снижения потенциала школы как канала вертикальной социальной мобильности; б) ослабляющие неравенство, обеспечивающие доступ к качественному образованию и высокую социальную мобильность.