• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Открытая лекция Т. Малакарни "Working Out? Returns to Effort in the American Educational System" Способствует ли образование воспроизведению социального неравенства?

15 июля группа Культурно-ориентированных исследований в образовании ИО НИУ ВШЭ в рамках воркшопа  "Операционализация культурных кодов для лонгитюдного исследования" организовала открытую лекцию нашего американского коллеги из Йельского университета Тимоти Малакарни.

15 июля группа Культурно-ориентированных исследований в образовании ИО НИУ ВШЭ в рамках воркшопа  "Операционализация культурных кодов для лонгитюдного исследования" организовала открытую лекцию нашего американского коллеги из Йельского университета Тимоти Малакарни. Тема лекции: "Working Out? Returns to Effort in the American Educational System". 

На материале интервью и данных одного из самых подробных лонгитюдных исследований молодежи The National Longitudinal Study of Adolescent Health (Add Health), стартовавшего в 1994-1995 годах, Тимоти Малакарни сопоставляет нарративы, которыми подростки описывают образы успешности и показатели усилий, вложенных в получение образования. Анализируя культурные коды образования, Тимоти Малакарни исследует, как через них воспроизводится социальное неравенство.

Описание лекции:

"The economic ideology of the United States rests on the assumption that hard work brings success, but while effort is often lauded, its relationship to social outcomes remains imperfectly understood.  I use data from the National Educational Longitudinal Study to investigate scholastic effort's relationship with completing a series of educational transitions. I find that marginal returns are similar across groups, but absolute outcomes differ across groups even when effort does not. I use a series of counterfactuals to look at the relative magnitude of effort's contribution to differential educational outcomes".


Одной из центральных задач исследования является изучение структурных препятствий к достижению успеха и механизмов воспроизводства неравенства, в том числе укорененных не в социально-экономической структуре, а в культурной среде и практиках. Как придать данному исследованию более конкретный, операциональный характер? В материале, который был представлен на открытой лекции, Тимоти использует базу данных Национального Образовательного лонгитюдного исследования (National Educational Longitudinal Study) США. Его участники опрашивались на протяжении 13 лет – с 1988 по 2000 год; за это время они из восьмиклассников превратились во взрослых молодых людей.

Анализ публичного дискурса свидетельствует о том, что «усилия» и «приложение усилий» у американцев прочно ассоциируются с успехом, т.е. общепринята точка зрения, что усилия приводят к успеху. Связь успеха с затраченными усилиями лежит в основе существующей системы легитимации неравенства. Однако возникает вопрос: как различить эффект усилий и социального положения, дающего преференции? Одинаков ли эффект от прилагаемых усилий для учеников из разных социальных страт? Весьма вероятно, что приложение усилий фиксируется и объективно - более высокими социально-экономическими показателями достижений. Наконец, понимание эффекта приложения усилий важно для создания равных возможностей в образовании и социальной мобильности.

В качестве маркера «усилий» использовались переменные, отражающие данные учеников и учителей школ о том, сколько времени они тратят на занятия и делают ли домашние задания, а также самооценка прилагаемых усилий. В качестве маркера «успеха» и в качестве зависимой переменной выступал показатель завершения обучения уже в колледже (закончил студент колледж или нет). Рабочая выборка составила 10 186 респондентов.

Тимоти выделяет три доминирующих нарратива – способа понимания «усилий», как они возникают в образовательном дискурсе в Америке:

  • Приложение усилий как средство достижения определенной цели

            ("Усилия необходимо прикладывать, потому что это позволяет достичь поставленной цели")

  • Приложение усилий как самоценность

            ("Усилия необходимо прикладывать просто потому, что это само по себе важно")

  •  Приложение усилий как необходимое условие, формирующее цель

            ("Усилия необходимо прикладывать, потому что это открывает доступ к более сложным задачам и более высоким позициям")

Понимание усилий может также разниться с точки зрения отношения к успеху: как необходимое условие последнего и как ретроспективное установление связи между уже достигнутым успехом и прошлым опытом.

По итогам анализа было установлено, что для студентов из 3 и 4 квартилей по социально-экономическому статусу и для черных подростков по сравнению с белыми характерно приложение существенно меньших усилий. Но равна ли отдача от приложенных усилий? Регрессионная модель не показывает никаких значимых различий в эффективности прикладываемых усилий по полу, расе или социально-экономическому статусу. Тем не менее, если в массиве изменить прилагаемые усилия для разных социально-экономических квартилей и студентам с высокими социально-экономическими показателями (1 и 2 квартили) приписать низкие усилия, а студентам с низкими социально-экономическими показателями, напротив, - высокие, то окажется, что  студенты с более высоким экономическим статусом даже при меньшем приложении усилий имеют более высокие шансы закончить колледж. Иными словами, заключение о том, что приложение усилий одинаково эффективно для разных групп студентов, не является верным.

Вопрос о причинах различной эффективности приложенных усилий был вынесен на дискуссию. В ходе обсуждения упоминались некоторые возможные структурные смещения. К примеру, студенты с более высоким экономическим статусом обычно планируют свое поступление в колледж, готовясь к  нему заранее, в то время как студенты с низким социально-экономическим статусом часто не только не прикладывают каких-либо усилий, но даже и не помышляют об этом.

Другой важный сюжет, нашедший свое отражение в дискуссии, - это   необходимость учитывать ограничения, связанные как с моделью, так и с доступными данными. Понятно, что, оценивая только прилагаемые в учебе усилия и академические успехи (в частности, окончание колледжа), мы не можем говорить об успешности жизненной траектории в целом. Адекватная оценка успешности жизненной траектории требует, безусловно, более широкого анализа и большего набора переменных.

Тема воспроизводимого в образовательной системе неравенства весьма актуальна и для России, но, к сожалению, у нас пока нет  подробных лонгитюдных данных, которые могли бы стать основой для сопоставления успехов в школе и университете. Мы надеемся, что исследование «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов» предоставит необходимую базу, и мы продолжим сотрудничество с Тимоти Малакарни и университетом Йеля.