• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Российское образование в зеркале международных сравнительных исследований

Международная конференция «Российское образование в зеркале международных сравнительных исследований» проводилась 19-20 июня 2013 г. в Москве по инициативе Российской академии образования. 
19 июня в рамках конференции сотрудники Института образования ВШЭ провели сессию «Опыт вторичных исследований преподавателей и студентов магистерской программы «Измерения в психологии и образовании» НИУ ВШЭ».

Международная конференция «Российское образование в зеркале международных сравнительных исследований» проводилась 19-20 июня 2013 г. в Москве по инициативе Российской академии образования. 

Основная цель конференции: представить результаты углубленного анализа данных международных исследований PIRLS-2011 и TIMSS-2011, привлечь внимание к проблемам российского образования и необходимости создания эффективной системы национального мониторинга.

Перед российскими участниками конференции были поставлены задачи: оценить свои достижения в глобальной перспективе, понять конкурентоспособность российской системы образования, выявить ее сильные и слабые стороны, наметить пути совершенствования, используя богатый российский и зарубежный опыт. 

19 июня в рамках конференции сотрудники Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования ВШЭ провели сессию «Опыт вторичных исследований преподавателей и студентов магистерской программы «Измерения в психологии и образовании» НИУ ВШЭ». На сессии, которую вели Юлия Тюменева и Татьяна Хавенсон,  коллеги представили доклады с новейшими  результатами своих исследований.  

Открыл сессию доклад  Юлии Кузьминой и Галины Лариной «Возможно ли оценить эффективность образования в стране с помощью сравнительных международных мониторингов?» ( Презентация доклада). В этом выступлении рассматривались существующие способы оценки успешности образовательных систем на примере результатов исследования PISA.  Были показаны основные причины невозможности прямого сравнения результатов мониторингов такого типа и  предложен способ оценки эффективности через оценку эффекта одного года обучения.   

Доклад Татьяны Хавенсон и Мартина Карноя «Могут ли международные тесты дать информацию для политики в образовании: пристальный взгляд на достижения студентов России и ее соседей» познакомил с  интересным опытом дополнения данных международных тестов качественным исследованием. Авторы рассказали, что  анализ данных TIMSS и PISA поставил новые вопросы, поиск ответов на которые  проходил с помощью фокус-групп и интервью с экспертами.

Следующим был доклад  Марины Пинской, Дарьи  Шаповаловой и Анны Соловьевой  «Что может дать анализ международных исследований для понимания образовательного неравенства в стране» ( Презентация доклада). Авторы  коснулись конкретных вопросов, связанных с понятием  резильентности – достижением высоких результатов в международных исследованиях школьниками из социально неблагополучных семей. Этот феномен   уже достаточно изучен на данных PISA, однако авторы предположили возможность проведения похожего исследования на данных TIMSS, а также возможность использования нового понятия «провалившиеся» - зеркального в смысловом   отношении к резильентности.

В докладе Юлии Тюменевой и Алёны Вальдман «Первые результаты сравнительного анализа данных выполнения тестов TIMSS-2011 и PISA-2012 одной и той же выборкой российских учащихся»  ( Презентация доклада) был сделан акцент на выявление степени, в которой навыки учащихся в TIMSS могут дифференцировать успешность учащихся в PISA. Было показано, что только усвоенный на высоком уровне материал по предмету позволяет учащимся переносить знания в реальные жизненные ситуации. В заключительной части выступления авторы сформулировали и обсудили последующие этапы анализа уникальной базы российских учащихся.

Показательно, что секция собрала действительно много слушателей, причем слушателей с активным интересом, задававших немалое количество острых и «неудобных» вопросов. В этом живом обсуждении хотелось бы выделить вопрос  Галины Ковалевой, вобравший в себя сомнения, переживания и опасения многих специалистов, радеющих о проблемах отечественного образования:  «Не следует ли из наших исследований, что объединение сильных школ с  отстающими  может стать пагубным решением и негативно повлиять на результаты учащихся?» Участники сессии согласились с тем, что такой риск есть, и ещё раз подчеркнули важность  научного анализа и исследований для развития образовательной политики и практики.

По итогам конференции участниками был сделан ряд предложений, одно из которых прозвучало на секции Международной лаборатории образовательной политики Института образования ВШЭ:

  • Предложить специалистам, ведущим углубленный анализ данных международных исследований, провести дополнительное исследование выявленной в отечественной школе тенденции «потери шансов» наиболее успешными и социально благополучными группами учащихся, определить стоящие за ней факторы и возможности их коррекции. Рекомендовать специалистам в области оценки качества образования разработать методику сбора и учета информации, касающейся социально-экономического статуса образовательных учреждений и отдельных групп учащихся.

Марина Пинская: «Мне кажется,  что это важное предложение, отражающее наши научные интересы и соответствующее тому, какие акценты в формировании образовательной политики  мы считаем первостепенными».

Подробнее о конференции

В конференции приняли участие 145 человек:  26 зарубежных участников из 12 стран (Армения, Гондурас, Канада, Норвегия, Казахстан, США, Словакия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Румыния, Япония) и 119 участников из 31 субъекта Российской Федерации.

Международную Ассоциацию по оценке образовательных достижений IEA представляли Президент Ассоциации Анне-Берит Кавли(Anne-Berit Kavli) из Директората Норвегии по образованию и подготовке кадров (Norwegian Directorate for Education and Training), а также Паулина Корснакова (Paulina Korsnakova) из Секретариата Международной Ассоциации IEA. От Международного координационного центра исследований TIMSS и PIRLS в конференции принял участие Пьер Фой (Pierre Foy), директор по формированию выборки, психометрике и анализу данных.

Министерство образования и науки РФ представляли заместитель министра И.М. Реморенко, заместитель руководителя Департамента государственной политики в области общего образования П.А. Сергоманов и начальник управления департамента Б.Б. Соловьев. В конференции также приняли участие представители Федерального Собрания РФ, Всемирного Банка, нескольких издательств. Информационная поддержка осуществлялась РИА-Новости (проект "Социальный навигатор"), Учительской Газетой и Издательским домом «1 Сентября».  

Научный руководитель и основной ведущий конференции – Виктор Болотов, вице-президент РАО, научный руководитель Центра оценки качества образования Института образования НИУ ВШЭ.

На конференции ее участники имели возможность изложить и обсудить российские результаты по математике и естествознанию в исследовании TIMSS-2011 и читательской грамотности в исследовании PIRLS-2011; получить полное представление о разнообразии исследований в сфере оценки качества образования, которые проводит Международная Ассоциация IEA; осознать, какие требования и стандарты обеспечивают надежность результатов международных сравнительных исследований (МСИ); а также обсудить направления повышения эффективности использования данных исследований TIMSS и PIRLS  с целью управления качеством образования.

Представители всех стран-участниц конференции сделали доклады о направлениях использования результатов МСИ для совершенствования качества образования в своих странах.

При обсуждении направлений совершенствования российского образования  для российских специалистов было важно услышать  реакцию зарубежных коллег на выявленные проблемы в исследованиях PIRLS и TIMSS, совместно оценить надежность наших выводов и гипотез, понять, существуют ли и как решаются подобные проблемы в других странах.

Ознакомиться с программой и материалами конференции  можно здесь: http://www.centeroko.ru/conf2013/conf2013_rus.htm