• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Китайское образование: взгляд из Татарстана

Гюзель Якупова, выпускница магистратуры Института образования НИУ ВШЭ «Управление образованием» (2013 г.) рассказывает об участии в российско-китайском проекте Института образования НИУ ВШЭ, проводимом в рамках масштабной программы ЮНЕСКО «Образование для всех», по изучению образовательных, карьерных и миграционных стратегий сельских школьников и ожиданий их родителей.

Предыстория вопроса

Студенткой магистратуры НИУ ВШЭ «Управление образованием» в 2010-2012 гг. мне довелось участвовать в российско-китайском проекте Института образования НИУ ВШЭ, проводимом в рамках масштабной программы ЮНЕСКО «Образование для всех», по изучению образовательных, карьерных и миграционных стратегий сельских школьников и ожиданий их родителей. Целью проекта являлось проведение эмпирического исследования жизненных стратегий старшеклассников и формирование предложений по развитию региональной системы образования в сельской местности с учетом предпочтений семей. Исследование, проведенное в трех провинциях Китайской Народной Республики и пяти регионах Российской Федерации (Московская и Ульяновская области, Республика Саха (Якутия), Алтайский край, Республика Татарстан), легло в основу межрегионального обмена опытом между российскими и китайскими регионами.

 

Визит в КНР

С 16 по 24 мая 2013 года в рамках проекта по приглашению Международного исследовательского и тренингового центра ЮНЕСКО по развитию сельского образования (INRULED) делегация Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан побывала в Китайской Народной Республике. В состав делегации входили: Шамсутдинов Айдар Халяфутдинович - руководитель исполкома, Ахмадишина Лилия Мугамбаровна - директор ИМЦ, Базгетдинова Лариса Фандасовна – директор МБОУ «СОШ №1 пгт Актюбинский», Ихсанова Эльвира Тагировна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ с. Урманаево», Аминова Рузалия Мирзаяновна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ ДОД Центра детского творчества, Якупова Гюзель Альбертовна - координатор проекта по Республике Татарстан, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №1 г. Азнакаево».

Поездка имела целью посещение провинций, участвовавших в совместном российско-китайском проекте НИУ ВШЭ и INRULED, ознакомление с полученными в ходе исследования результатами,  изучение  системы образования в сельской местности в КНР.

Делегация Республики Татарстан побывала в Пекине и в провинциях  Ханчжоу, Чансин, Чанпин, посетив семь образовательных учреждений: один вуз, три профтехучилища, две общеобразовательные школы, а также центр образования для взрослых. Делегаты принимали участие в Международном семинаре по проблемам сельского образования с участием профессора Чжу Сяомань, аспирантов и соискателей на базе Пекинского Государственного педагогического университета; провели три конференции в провинциях. В своих выступлениях представители РТ рассказали о системе образования в РФ, РТ, развитии Азнакаевского муниципального района, сети его учреждений, познакомили с результатами эмпирического исследования образовательных, карьерных и миграционных стратегий выпускников базовых школ Азнакаевского муниципального района РТ, ответили на вопросы присутствующих.

Значимость поездки заключалась в налаживании полезных и интересных контактов, способствующих развитию сельского образования с целью сделать его современным и качественным.

Культурная программа включала посещение Великой Китайской стены, Храма Неба, Запретного города (Императорского дворца), Олимпийской деревни, Пекинской оперы, Парка камней, озера Тайху.

После Китая…Мысли вслух

«Бог создал мир, а остальное создано в Китае» , - такое изречение можно увидеть в социальных сетях. Я бы еще дополнила: «Если что и осталось не сделанного в Китае, то это дело времени». На мой взгляд, ключевыми факторами этого утверждения являются система образования страны, традиции воспитания и китайский менталитет.

Посетив Китай, я словно побывала в своем детстве: повсюду красные национальные флаги, лозунги и призывы Коммунистической партии, в школах - политработники с красными повязками, социалистические обязательства учителей на год, пионеры в галстуках и пилотках, государственная экономика…Чувствуется дисциплина и порядок. А самое главное, на что я обратила внимание, - очень сильная мотивация детей к обучению: все они хотят стать успешными в этой жизни. Почему?

Согласно существующему законодательству, китайской семье разрешено иметь только одного ребенка. Поэтому задача любого родителя – дать ему хорошее воспитание и образование. Подтверждением служит китайская пословица: «Чем растить сына неучем, лучше растить свинью». Страна многочисленная, выживает «сильнейший»: на рабочие места претендуют тысячи специалистов, и побеждает тот, у кого образование лучше.

Образование в Китае очень похоже на традиционную советскую систему: дошкольное, среднее, средне-специальное, высшее, послевузовское. Конечно, есть и свои особенности. В школах дети учатся пять дней в неделю. Уроки продолжают­ся до четырех часов вечера. Есть перерыв на обед, длящийся один-два часа. В классах в среднем 40 учащихся. За каждым классом закреплена определенная аудитория: не ученики ходят из кабинета в кабинет, а учителя. Очень удобная школьная форма (у каждой школы своя), которая закупается родителями. С первого по шестой классы – начальная школа (обучение с 6 лет), она размещается в отдельном здании; неполная средняя школа – с седьмого по девятый классы. Девятый класс в КНР - это заключительный этап обязательного школьного образования. После девятого класса образование платное, большинство учащихся получают знания в специальных профессиональных учреждениях на протяжении еще трех лет. Таким образом, китайские школьники, в отличие от наших, обучаются 12 лет. Учебный год начинается в сентябре, длится 9,5 месяцев и состоит из двух семестров. Система каникул отличается от нашей: зимние продолжаются один месяц, летние - два. По окончании учебы в школе учащиеся сдают традиционные экзамены.

На наш вопрос «Каков главный критерий качества образования в вашей стране?» китайские коллеги ответили, что это счастливые дети, удовлетворенные обучением родители, трудоустройство после профессиональной школы. Не случайно сплошь и рядом на стендах в учебных заведениях можно увидеть улыбающиеся лица детей, учителей, родителей. Сравнивать школы, выстраивать рейтинги официально не разрешается.

Внутренний дизайн школ, в которых мы были, впечатляет выдержанностью в едином стиле. Выставлено очень много работ самих учащихся. Особое внимание уделяется истории, достижениям школы, успешным выпускникам и ученикам. Стенды с именами этих детей по годам выпуска и с указанием достижений  украшают двор образовательного учреждения. Часто можно увидеть портреты вождей мирового пролетариата: К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, И.В. Сталина, Мао Цзэдуна. Благоустраиваются школы за счет государства. Нас поразили электронное табло расписания при входе в школу и на каждом этаже, комнаты психологической разгрузки, оснащенные всем необходимым, спортивные площадки с искусственным покрытием, природные парки во дворах школ с настоящими фонтанами, где чистоту и порядок поддерживают сами ученики. На территории школ кроме вышеперечисленного расположены учебные корпуса, производственные мастерские, культурно-досуговые здания, общежития для приезжих детей. Имеются автобусы, которые развозят городских школьников. По сути, школы представляют собой целые городки, где чувствуется забота о детях.    

Основными предметами, которые изучаются в школе, являются китайский язык, математика, иностранный язык (в основном, английский), естествознание, информатика, моральное воспитание, физкультура, музыка и др. У каждого ученика есть обязательные предметы и предметы по выбору.  Занятия дополнительного образования включены в сетку расписания. Интересным показалось то, что  в одной из профессиональных школ г. Ханьчжоу после первого урока все ученики совершают 10-минутную пробежку по территории школы, а уроки физкультуры проводятся как уроки ритмического танца. Чувствуется,  что развитию спорта в Китае уделяется много внимания. Рано утром можно увидеть, как большие группы людей прямо на улице - во дворах, скверах, на площадках – выполняют различные виды гимнастики: цигун, ушу, тай-цы. Не случайно Китай прославился высокими результатами на Олимпиаде 2008 года в Пекине.

В заключение вновь обратимся к российско-китайскому проекту. Материалы, полученные в ходе международного исследования китайской стороной, подтверждают тенденцию, присущую и нашей стране: урбанизация, миграция сельских жителей в города, обезлюдивание сельских территорий. Поэтому перед системами образования обеих стран была поставлена задача через определение возможностей и выявление инновационных практик переориентации профессионально-технического образования в сельской местности обеспечить устойчивое развитие села. Как мне показалось, именно организация среднего профессионального образования - сильная сторона китайского образования. Во-первых, обучают востребованным профессиям. Например, в тех образовательных учреждениях, которые мы посетили, готовят специалистов по рекламе, стенографисток, педагогов, полиграфистов, музыкантов, танцоров (Ханчжоу), химиков, специалистов по информационным технологиям, автомехаников, садоводов (Чансин). Во-вторых, происходит все в сотрудничестве с вузами страны: после трех лет обучения выпускники профессиональных школ поступают в университет своего направления и обучаются еще два года. В-третьих, трудоустройство составляет 90%. В-четвертых, налажено международное сотрудничество: проводятся конференции, действует обменная программа учениками и преподавателями с Германией, Сингапуром, Англией. В-пятых, имеется мощная материальная база, обеспечиваемая государством. В-шестых, жива прекрасная китайская национальная традиция - уважение к учителю. Именно эти слагаемые, на мой взгляд, являются составляющими успеха.

Хочется выразить сердечную благодарность, глубокую признательность за приглашение участвовать в российско-китайском проекте, его научно-методическое и организационное сопровождение, поддержку в налаживании сотрудничества с регионами - партнерами в Китае  директору Центра прикладных экономических исследований ИРО Института образования НИУ ВШЭ Татьяне Всеволодовне Абанкиной и научному сотруднику Центра Ирине Владимировне Щербаковой. Российско-китайский проект дал нам возможность увидеть мир, наладить обмен опытом (кстати, в сентябре планируется ответный визит китайской стороны) с пилотными сельскими территориями и образовательными учреждениями и, конечно же, адаптировать успешный зарубежный опыт с целью повышения доступности качественного образования для сельских школьников.


Гюзель Якупова, выпускница магистратуры Института образования НИУ-ВШЭ «Управление образованием», 2013 г. 

Благодарственное письмо главы Азнакаевского района республики Татарстан

Фотоотчет о визите в Китай

Отчет о поездке в Китай.docx